Есть масса исследований, определяющих степень безопасности аэропорта, но иногда не нужно быть специалистом, достаточно взгляда на фотографию, чтобы понять, — некоторые аэропорты сулят настоящий риск, или, если хотите, острые ощущения, за которыми гоняются любители адреналина.
Статистика утверждает, что полёты являются самым безопасным средством передвижения. Аварий в небе или на взлётно-посадочной полосе куда меньше, чем на трассе или дороге. Но всё равно большинство людей побаиваются лететь. Хотя, если прочитать этот материал, становится понятно, что если успешно работают и такие — экстремальные аэропорты — то насколько же безопасны обычные, надёжные и скучные крупные.
Вот например, аэропорт Тэнцинга-Хиллари в Непале, назван так сложно в честь первых покорителей Эвереста, которые вдвоём сделали это в 1953 году. Вокруг него скалы в 5 километров высотой, взлётно-посадочная полоса находится в ущелье и заканчивается крутым обрывом. Так что лётчики, поневоле, ещё и занимаются дельтапланеризмом. Но и пассажиры в этих местах не простачки. Ведь именно здесь приземляются последователи Тэнцинга и Хиллари, желающие покорить Эверест.
В мире есть ещё один аэропорт, взлётно-посадочная полоса которого заканчивается так же внезапно и быстро. Он находится на Карибах, на острове Сен-Бартелеми, и называется Густав III. Тут взлетающие самолёты каждый раз рискуют заехать в океан. И летают в опасной близости от загорающих на пляже.
Есть взлётно-посадочные полосы, признанные экстремальными не из-за длины или ландшафта, а из-за отсутствия твёрдого покрытия. В Антарктиде, например, есть ледяная взлётно-посадочная полоса — Ice Runway. Это просто расчищенный лёд. Который ещё и подтаивает иногда.
Второй аэропорт без твёрдой почвы под шасси находится в Шотландии, на острове Барра. Это единственный мире аэропорт с песчаными взлётно-посадочными полосами. Они пролегают прямо на пляже. В часы отливов — естественно. А в остальное время скрываются под водой. Если не ознакомиться с расписанием взлётов и посадок, можно получить действительно незабываемую прогулку по пляжу.
Название следующего экстремального аэропорта у всех на слуху — это Куршавель, расположенный по французских Альпах. Знаменитый горнолыжный курорт обязан успехом у туристов своему аэропорту. И, конечно, мастерству лётчиков, которые садятся и взлетают в невероятных условиях. Здесь снималась знаменитая рисковая сцена из фильма о Джеймсе Бонде “Завтра не умрёт никогда” — в ней агент 007 сажает самолёт на край самой короткой в мире взлётно-посадочной полосы.
А вот в аэропорту Мадейра в Потругалии люди смогли превратить опасную взлётно-посадочную полосу — в обычную, средней экстремальности. Аэропорт здесь зажат между горами и океаном, ровного места мало, и чтобы удлинить полосу в 2000 году была достроена эстакада на бетонных столбах в 50 метров высотой. Правда, чтобы зайти на посадку, пилоту нужно лететь прямо носом в гору, а в последний момент резко повернуть вправо.
Размеры взлётно-посадочной полосы аэропорта имени Принцессы Юлианы на о. Сен-Мартен (Карибы) беспокоят не только пилотов и пассажиров, но и пляжников. Она так коротка, что самолёт заходит на посадку на небольшой высоте. Такой небольшой, что осыпает отдыхающих песком.
Но это что, взлётно-посадочная полоса аэропорта Гибралтар вообще пересекает главную улицу города. И каждый раз, когда самолёты осуществляют посадку или взлетают — движение автомобилей перекрывается.
Многие аэропорты гордятся своей безопасностью — другие, как мы видим, напротив, используют свою экстремальность как козырь. А уж пилоты этих рейсов по праву считаются асами.