Начало этого материала здесь:
Изображения в пещере Ласко во Франции потрясли мировую и научную общественность. Вызвали много вопросов. На стенах залов были тысячи рисунков: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны, носорог. Вокруг них много загадочных геометрических символов.
В ответвлении пещеры под названием Кошачий лаз нарисованы группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В том числе там есть лошадь анфас, что большая редкость для палеолитического искусства, — обычно животные изображались в профиль. В пещере тысячи гравированных изображений и цветных рисунков: северных оленей, человека и бизона, человека между бизоном и носорогом. Примечательно, что животные изображены с особой тщательностью, при этом фигурки человека набросаны схематично. Это подтверждает теорию учёных о том, что древнего человека больше волновало его окружение, внешний мир, чем он сам. Но как и сейчас люди рисуют то, что их волнует: будет ли удачной охота? Не сожрёт ли его зверь? Ряд учёных полагают, что рисунки изображают мифы и легенды, сказки палеолита.
В 1948 году вход в пещеру был оборудован для многочисленных туристов. Были установлены помосты, освещение, лестницы. Желающих посетить пещеры становилось всё больше — рисунки производили сильное впечатление даже на далёких от науки людей. Но, в 1955 году, были замечены первые признаки повреждения изображений. Установили, что рисунки портятся из-за углекислого газа, который образуется при дыхании. Газ стал разъедать корочку солей, которая до этого покрывала рисунки как слой защитного лака.
Поток туристов в ту пору достиг 1000 человек в день, которые вырабатывали в атмосферу пещеры много углекислого газа и влажных испарений. В Ласко началась “зелёная болезнь” — рисунки стали покрываться микроскопическими водорослями. В 1963-ем году Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики. За 13 лет активного посещения рисункам, которые сохранялись десятки тысяч лет, угрожала опасность исчезновения. В конце 60-ых национальный географический институт Франции провёл стерео-фотограмметрическую съёмку всех поверхностей пещеры. После этого, было принято решение сделать точную копию самой интересной части пещеры.
Для этого в 200 метрах от Ласко было построено бетонное подобие пещеры, внутри которого группа художников, известных мастерством копирования, воспроизвели наскальные изображения. Говорят, их не отличить — разве что радиоуглеродным анализом. Копию пещеры назвали Ласко II. Она была открыта для посещения в 1983 году. Некоторые репродукции живописи Ласко были выставлены в парке То (Thot) в нескольких километрах от Монтиньяка. Посетить Ласко II будет интересно не только взрослым, но и детям. Вход стоит 10 евро, детям до 5 лет — бесплатно. Билеты продаются исключительно в мэрии Монтиньяка и в его турофисе.
Добраться до Ласка II можно из Парижа, Бордо или Тулузы. Вам нужно доехать до городка Condat St Lazare, — поезда ходят несколько раз в день. Станция называется Конда-ле-Лардан. Оттуда на автобусе или такси добраться до городка Монтиньяк. В двух километрах от него и находятся пещеры Ласка — копия и оригинал. Опытные люди говорят, что лучше приехать сюда на арендованной машине, иначе придётся много ходить пешком. А если вы человек, увлечённые историей, рекомендуем провести здесь два дня — кроме Монтиньяка, ценные памятники доисторической эпохи есть в соседнем городке Эйзи. Заночевать, при этом, можно в красивейшем городе Франции — Перигор.